08.01.14 - Вежливые слова

Об этикете, доброжелательности и уважении к окружающим

     В последнее время проблема сквернословия, как известно, приобрела в России, — и не только в ней, но и в США, Великобритании и других странах, — столь масштабный характер, что оставаться равнодушным к этому явлению общество уже не имеет права. Сквернословие стало печальным знаком нашей речи. Иностранцы, приезжающие к нам учиться и живущие в студенческих общежитиях, на первых же занятиях спрашивают у преподавателя, что означает тот или иной «артикль». Они не верят, что такие слова могут так спокойно, бесстыдно и буднично звучать в речи будущих учителей, студентов высшей школы.

     Проблему сквернословия изучают лингвисты, психологи, педагоги, но, к сожалению, пока еще недостаточно и не так пристально, как этого требует ситуация. Особую роль играет употребление сквернословия в подростковом возрасте, возрасте становления личности и серьезных попыток самоутверждения. Дети рано усваивают взрослый бранный репертуар и в определенном возрасте начинают им пользоваться. В раннем возрасте употребление бранных слов бессознательное, в подростковом же имеет определенную цель — «приобщиться» к взрослой жизни и взрослой компании (во всяком случае, так думает сам подросток).

     Общаясь друг с другом, люди передают ту или иную информацию, что-то сообщают, о чем-то спрашивают, совершая при этом определенные речевые действия. Речевой контакт между людьми происходит по определенным правилам, и мы их совершенно не замечаем, потому что они привычны для нас. Заметным становится как раз нарушение этих правил. Академик Д.С. Лихачев писал: «Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей души, ума». По речи судят о культуре и образованности человека, о его характере и воспитании. Через речевые контакты проявляется наше знание таких понятий, как вежливость и этикет.

     Эти понятия очень близки, они являются внешним проявлением доброжелательного отношения к окружающим. Слово «этикет» стало общеупотребительным в XVII веке. Дело было так. Однажды на одном приеме при французском дворе (в те времена как раз правил король Людовик XIV) гостям раздали карточки (этикетки), на которых перечислялись некоторые правила приемлемого поведения. С тех пор свод правил поведения и стал называться «этикет», позже слово вошло в языки многих стран. Эти карточки стали одним из первых документов, определяющих речевой этикет как систему норм и правил межличностного общения.

    Э.В. Арова в книге «Будьте добры» рассказывает, что древнейшие сведения об этикете содержатся уже в египетских «Поучениях Кагемни», которым около пяти тысяч лет. Система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения и есть речевой этикет. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение, а вот знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости и затруднений в общении.

    Ядром речевого этикета является вежливость в различных ее проявлениях: официальная вежливость, дежурная вежливость, приветливость, обходительность, корректность, учтивость, почтительность, тактичность, деликатность, любезность, галантность. Вежливость — моральное качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой и привычным способом общения с окружающими. Она включает в себя внимательность, проявление доброжелательности вовсем, готовность оказать услугу каждому, кто в ней нуждается.

    Слово «вежливость» происходит от старинного слова «веже», то есть знаток. Быть вежливым означает знать, как вести себя в обществе.

     Слова, которые помогают определить вежливый тип поведения:

  1. Тактичность — это этическая норма, требующая от говорящего понимать собеседника, избегать неуместных вопросов, обсуждения тем, которые могут оказаться неприятными для него.
  2. Предупредительность — умение предвидеть возможные вопросы и пожелания собеседника, готовность подробно проинформировать его по всем существенным для разговора темам.
  3. Терпимость состоит в том, чтобы спокойно относиться к возможным расхождениям во мнениях, избегать резкой критики взглядов собеседника. Следует уважать мнение других людей, стараться понять, почему у них сложилась та или иная точка зрения.
  4. Выдержанность — умение спокойно реагировать на неожиданные или нетактичные вопросы и высказывания собеседника.
  5. Доброжелательность необходима как в отношении к собеседнику, так и во всем построении разговора: в его содержании и форме, в интонации и подборе слов.

    Л.А. Введенская в книге «Русский язык и культура речи» дает следующее определение речевому этикету: это — «разработанные правила речевого поведения, система формул общения, принятых и предписанных обществом для установления контакта собеседников, поддержания и прерывания контакта в избранной тональности». Таким образом, степень владения речевым этикетом определяет степень профессиональной пригодности человека.

    Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение друг к другу, а соблюдение речевого этикета людьми имеет воспитательное значение, способствует повышению как речевой, так и общей культуры общества. С.И. Львов в своей книге «Позвольте пригласить вас…», или Речевой этикет» приводит строки из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина: «Вмиг по речи распознали, что царевну принимали…»

    Русский речевой этикет необыкновенно богат. Он включает огромное количество слов и выражений, которыми можно пользоваться в самых разнообразных ситуациях. Это такие речевые формы, как приветствие, прощание, извинение, благодарность, поздравление, пожелание, обращение, знакомство, сочувствие, утешение, просьба, приглашение, комплимент, одобрение и др.  

 

Журнал "Школьный психолог", 1/ январь 2014 , Татьяна САВИНОВА "Вежливые слова..."

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Яндекс.Метрика