06.10.14 - Интегрированный урок-экскурсия на базе музея гимназии «Славянская изба»

 6 октября 2014 года в параллели 6-х классов был проведен интегрированный урок-экскурсия (история – языкознание) в музее гимназии № 1522 «Славянская изба» на «Ярмарку русских народных промыслов»

Автор разработки, ответственный за подготовку и проведение урока - Татаринцева Лидия Викторовна, учитель русского языка и литературы.

Куратор - Сальникова Светлана Яковлевна, директор музея "Славянская изба".

В подготовке и проведении урока помогали учащиеся 6В класса, "исполнившие роли" экскурсоводов, торговцев, лингвистов.

Гости экскурсии: методист Городского методического Центра Департамента образования г. Москвы Шалыганова Татьяна Борисовна, директор гимназии Воробьева Вера Владимировна, учителя-словесники, сотрудники музея "От школы до гимназии", учащиеся параллели 6-х классов.

Структура экскурсии сложная, так как соединяла темы различных научных дисциплин – истории и языкознания (русского языка). Такая экскурсии не только дает знание, но и обучает видеть и слышать, приучает к анализу., так как в ходе неё проводилась работа с несколькими объектами изучения – изделиями русских народных промыслов эпохи 14-19 веков и этимологией (происхождением) русских слов, дающих название конкретным предметам (подносы, игрушки, посуда, кукла и др). Она базировалась, с одной стороны, на фактическом фундаменте, с которым ученики знакомятся на уроках, а с другой, - оживлялась дополнениями (знакомством со старинными легендами и современными версиями возникновения экспонатов, интересными фактами о происхождении слов), которые обогащают воображение и память детей и помогают шестиклассникам погрузиться не в сухое перечисление дат, имен, терминов, а в интересный, неформальный рассказ на главную тему. Урок готовит почву для дальнейшей работы на уроках сразу нескольких дисциплин: истории, москвоведения, языкознания (русского языка).

Экскурсия подробно познакомила гостей с экспонатами музея и помогла получить более широкое представление о богатстве культурных традиций, о быте и занятиях наших предков, об их мастерстве и вкладе в разные области человеческой деятельности. Через погружение в этимологию (происхождение) и лексическое значение некоторых слов, называющих изделия русских промыслов. Кроме того, дети проникли в смысл названий и узнали, что именно стояло за тем или иным словом когда-то и смогли углубить школьное знание о путях развития родного языка как явления и достижения культуры.

Все перечисленные выше знания приобрели не только посетители музея - ученики 6-х классов, но и экскурсоводы-шестиклассники, которые, кроме всего прочего, развивали умение громко и четко говорить, ясно и просто излагать материал, умение вести экскурсию и сконцентрировать внимание гостей около экспонируемого материала.

В финале урока шестиклассники-посетители музея благодарили одноклассников-экскурсоводов за увлеченный рассказ и за интересное содержание приводимых фактов. По словам детей, посещение данной экскурсии вызвало гордость за достижения предков и помогло осознать необходимо беречь и сохранять памятники прошлого как историческую ценность.

И если наша экскурсия помогла детям в развитии эмоционального восприятия мира, в умении вчувствоваться в предмет, - значит, она была проведена не напрасно!

Проделанная работа получила одобрение и положительные отзывы от Высокого гостя - методиста Городского методического Центра Департамента образования г. Москвы Шалыгановой Татьяны Борисовны, что сегодня побуждает гимназистов к дальнейшей творческой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Яндекс.Метрика