Музей "От школы до гимназии. Классическое образование через века"

1999_Otkr _muz _o _shkole    В 1999 г. к 40-летию школы было решено открыть музей, посвященный ее истории. Идея создания уникального в своем роде школьного музея - именно уникального, потому что военные музеи к тому времени существовали уже во многих школах, а вот музея истории собственного учебного заведения, да еще включающего историю классического гимназического образования, не было - принадлежит Вере Владимировне Воробьевой.

Была развернута активная работа по подготовке к его открытию. Дети целый год ездили в Центральный Объединенный Архив учреждений системы образования г. Москвы, изучали старые школьные журналы. Поднимались списки учеников и учителей. За каждым классом было закреплено несколько выпусков прошлых лет. И дети, и родители искали бывших учеников. Это была большая работа, ведь многие телефоны изменились, людипереехали или покинули страну. Большую помощь оказали учителя, работавшие в разные годы в гимназии. Помогало и то, что в школе зачастую учились дети и внуки выпускников.

1999г . -открытие Музея Школы 2  В основу экспозиции музея были положены материалы исследовательских работ по истории гимназического образования в России, биографии учителей и выпускников нашей школы. Это были работы, выполненные учащимися девятых классов выпуска 1999 г. под руководством Татьяны Петровны Жуковой и учащимися 10 классов выпуска 2000 г. под руководством Татьяны Михайловны Туруновой.

   Художественным оформлением музея занимались Мария Дмитриевна Крупа (красивые, лаконично расписанные стенды и даты основных вех в истории школы - творения ее рук) и бывшая выпускница Валентина Федоровна Головлева (Новикова), представляющая в то время родительскую общественность. Якушева С.С. занималась организационными вопросами, собирала материал и готовила вместе с ребятами из разных классов экскурсии. Свои двери музей распахнул 29 октября 1999 г. Открывала музей старейший учитель нашей школы Нина Владимировна Корнилаева, основатель школьного музея Боевой славы.

   Со временем наш музей наполнился разными интересными экспонатами, подаренными гимназии выпускниками и гостями из разных городов и стран.  

Панорама музея Истории гимназии

   Знакомясь с информацией на стендах, учащиеся и гости музея узнают об основных этапах гимназического образования в России, о гимназии при Московском университете и основных законах для гимназистов в изложении Ломоносова. И, конечно же, в мельчайших подробностях постигают историю своей родной школы, всю ее жизнь с самых истоков до гимназии.

    Наша музейная экспозиция была значительно расширена с открытием Зала выпускников в 2006 г. На витринах представлены экспонаты, относящиеся к разным периодам российского образования. Большие стеклянные книги знакомят посетителей и с историей образования с древнейших времен, начиная с Древней Греции, и с историей нашей школы-гимназии, ее учителями и выпускниками.

Музей От Школы До Гимназии

Музеи не случайно называют «нескончаемой книгой познания» истории не только своей страны, но и всего мира. Это относится и к нашему музею. В музее и Зале выпускников  собираются и хранятся материалы об учениках, учителях, о жизни школы, о советском и российском образовании второй половины XX и рубежа XXI века. Бесспорно, что в  истории  школы, в скромных учительских биографиях также отражается  отечественная история. На всем ее протяжении народное просвещение развивается благодаря учителю - представителю российской интеллигенции, бескорыстному, возвышенному в своих помыслах и идеалах, преданному своему делу, честно выполняющему свой гражданский долг. Знакомясь с материалами о выпускниках, осознаешь неудачи, испытываешь чувство гордости. Для растущего поколения экспозиция музея дает пищу для размышлений оНовикова ВФ быстротечности школьной жизни, о необходимости своего самоопределения в этот период, показывает примеры успешной самореализации как профессиональной, так и социальной. И не нужно искать далеко идеалы для подражания, когда их можно найти среди своих однокашников. Наш школьный музей - нескончаемая книга познания еще и потому, что гимназия каждый год принимает новый поток учащихся и выпускает в жизнь представителей следующего поколения, которые будут писать своей биографией новые строки в истории страны и всемирной истории.

Ишкова СЮСейчас музеем руководит Светлана Юрьевна Ишкова. За короткий промежуток времени выпускница Историко-архивного института, сотрудник Научной библиотеки МГУ им. Горького стала самым компетентным, самым увлеченным, самым заинтересованным руководителем. Светлана Юрьевна вместе с Валентиной Федоровной Новиковой, вчерашним живописцем по росписи игрушек, ретушером, художником-конструктором, на протяжении целого ряда лет общественным оформителем школьных интерьеров, а сегодня специалистом музея, создали необыкновенно теплую атмосферу в музее истории школы. В музей с удовольствием приходят дети, учителя, родители, ветераны, выпускники, не знакомые ранее люди, посетители. Идет из года в год подготовка экскурсоводов, проводятся конкурсы «Лучший гид по музею».

 

Видеоэкскурсия по музею

 

Городской конкурс «Времён связующая нить: урок в школьном музее», 2015-2016

Методические рекомендации по проведению урока-экскурсии (интерактивного занятия) по музею на тему: «Добро пожаловать в Хорошево».

  • Автор: Мятин Даниил, 9 «В» класс
  • Руководитель: Ишкова Светлана Юрьевна – педагог дополнительного образования

Аннотация: проект знакомит с многовековой, но малоизвестной широкой публике историей села Хорошево – прародителя современного района Хорошево-Мневники, связанной с примечательными событиями и известными деятелями нашего Отечества. История края вкупе с историей образования просматриваются сквозь призму общеисторического фона развития страны и служат источником дополнительных общеисторических и краеведческих знаний для учащихся основной школы.

  • Методические рекомендации по проведению урока-экскурсии по музею на тему: «Добро пожаловать в Хорошево» - Скачать

  • Видеофрагмент урока в музее - Смотреть
Анна Иоановна и Помощник историка.jpg Зайцев Антон в роли Учителя.jpg зрители на уроке в музее.jpg Иван Грозный.jpg Иван Грозный2.jpg Иван Грозный3.jpg Ишкова Светлана Юрьевна -  руководитель музея .jpg Кулешова Маргарита в роли Ведущей.jpg Мятин Даниил в роли Историка.jpg Мятин Даниил.jpg Представление исполнителей в конце урока IMG_8925.jpg Светлана Юрьевна.jpg Ученики 5В класса на уроке-экскурсии в музее гимназии.jpg Учитель.jpg

Городской конкурс «Школьный музей: новые возможности», 2016-2017

Номинация «Музейная игра»

Тема проекта: «КРОССВОРД: Имена в истории нашей школы»

  • Автор: Бакушева Софья, ученица 6 «Б» класса
  • Руководитель проекта: Ишкова С.Ю., педагог-организатор по музейной деятельности

Аннотация: музейный кроссворд придуман в качестве наглядного дополнения к экскурсии по истории школы с целью лучшего усвоения слушателями исторического материала. Игровая форма проведения музейного урока более интересна и результативна для зрителей.

  • Проект «КРОССВОРД: Имена в истории нашей школы» - Скачать
1 С указкой возле стенда- Соня Бакушева, 6Б - гид музея, автор кроссворда 018.jpg 2 Вторая слева-Соня Бакушева, 6Б класс, автор кроссворда,019.jpg 3 Соня Бакушева проводит экскурсию для 5-х классов, 2016-2017 уч.год 023.jpg 4 Соня Бакушева проводит экскурсию для 5-х классов, 2016-2017 учебный год 012.jpg 5А класс на музейном уроке, осень 2016г.003.jpg Александр Лебедь, 10Б, проводит экскурсию для 5-х классов, 2016-2017 уч.год 028.jpg Варвара Иванова, 7А проводит экскурсию для 5-х классов, 2016-2017 уч.год.jpg вечер встречи выпускников 11.02.2017г. 2017 -1.JPG выпускники гимназии решают кроссворд .JPG гиды музея, участники музейных уроков, 6Б и 6В классы 015.jpg Лариса Приймачук проводит экскурсию для 5Б класса, осень 2016г.014.jpg Настя Черномырдина, 6В, проводит экскурсию для 5-х классов, 2016-2017 уч.год 022.jpg С указкой - Елена Леденёва, 6В, гид музея 005.jpg С указкой- Антон Егерев, 6Б - гид музея 004.jpg Соня Лаптева проводит экскурсию для 5Б класса, осень 2016г. 024.jpg экскурсии для 5-х классов 2016-2017 уч.год 008.jpg

 

Номинация «Музейная история»

Тема проекта: «От гимназии к университету»

  • Автор: Мятин Даниил, 10 «А» класс
  • Руководитель проекта: Ишкова С.Ю.

Аннотация: проект знакомит учащихся с историей образования в России в XVI – XVIII веках. Особый акцент делается на становлении гимназического образования. В музейном уроке подробно рассматривается момент создания Московского государственного университета и гимназий при нём. В ходе интерактивного урока эти знаменательные события представляют на основе исторических документов сами их участники – императрица Елизавета Петровна, М.В. Ломоносов, И.И. Шувалов в исполнении учащихся гимназии.

  • Проект «От гимназии к университету» - Скачать
  • Видеофрагмент урока в музее - Смотреть
Аделина Селезова-7А (помощник историка).jpg Александр Лебедь-10Б (Ломоносов), и Антон Зайцев-10А (Шувалов).jpg Алеша Кулиш-9Б  (учитель танцев).jpg Алеша Кулиш-9Б и Аля Сереберцева-8А.jpg Аня Варданян-8В (ведущая).jpg Даниил Мятин-10А (автор проекта, историк).jpg Данила Отрубянников-9А (юный Фонвизин).jpg Игнат Тихонов-8А (помощник историка).jpg Лена Леденева-6В (помощник историка).jpg Ломоносов, Шувалов и Елизавета Петровна.jpg Маргарита Кулешова-9Б (Елизавета Петровна).jpg Настя Черномырдина-6В (помощник историка).jpg Соня Бакушева-6Б (помощник историка).jpg

 

Номинация «Музейные жанры (эволюция предметов быта)»

Тема проекта: «Арифметический счёт: из прошлого в настоящее»

  • Автор: Черномырдина Анастасия, ученица 6 «В» класса
  • Руководитель проекта: Ишкова С.Ю., педагог- организатор по музейной деятельности

Аннотация: Проект знакомит аудиторию со способами счёта, которые различные народы использовали в разные времена; на примере музейных экспонатов наглядно демонстрирует приборы счёта и с помощью интерактивного занятия (опираясь на примеры из художественной литературы) помогает освоить приёмы простейших счётных операций.

  • Проект «Арифметический счёт: из прошлого в настоящее» - Скачать
  • Презентакия к проекту - Скачать
11.02.2017 Арифметический счёт 1.JPG 11.02.2017 Арифметический счёт 2.jpg 11.02.2017 Арифметический счёт 3.jpg 11.02.2017 Арифметический счёт 4.jpg 11.02.2017 Арифметический счёт 5.jpg 11.02.2017 Арифметический счёт 6.jpg 11.02.2017 Арифметический счёт 7.jpg 11.02.2017 Арифметический счёт 8.jpg 11.02.2017 Арифметический счёт 9.jpg 11.02.2017 Арифметический счёт 10.jpg 11.02.2017 Арифметический счёт 11.jpg 11.02.2017 Арифметический счёт 12.JPG 11.02.2017 Арифметический счёт 13.JPG 11.02.2017 Арифметический счёт 14.JPG 11.02.2017 Арифметический счёт 15.jpg

 

Номинация «Музейные жанры (эволюция предметов быта)»

Тема проекта: «От пера до шариковой ручки»

  • Автор: Селезова  Аделина, ученица 7 «А» класса
  • Руководитель проекта: Ишкова С.Ю., педагог-организатор  по музейной деятельности

Аннотация: проект знакомит учащихся с историей появления первых приспособлений для письма и их последующим усовершенствованием с течением времени; ученики узнают интересные факты из истории письменных принадлежностей, пробуют писать настоящим гусиным пером и наблюдают за усердными попытками приобщения Митрофанушки к азам грамоты в сценке из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

  • Проект «От пера до шариковой ручки» - Скачать
  • Презениация к проекту - Скачать
От пера до шариковой ручки 01.jpg От пера до шариковой ручки 02.jpg От пера до шариковой ручки 03.jpg От пера до шариковой ручки 04.jpg От пера до шариковой ручки 05.jpg От пера до шариковой ручки 06.jpg От пера до шариковой ручки 07.jpg От пера до шариковой ручки 08.jpg От пера до шариковой ручки 09.jpg От пера до шариковой ручки 10.jpg От пера до шариковой ручки 11.jpg От пера до шариковой ручки 12.jpg От пера до шариковой ручки 13.jpg От пера до шариковой ручки 14.jpg

 

Городской конкурс «Школьный музей: новые возможности», 2017-2018

Номинация "Музейная галерея"

Участник: Рагозин Иван, 10 "А"

Название: Исторические коллажи "Таинственный мир музейных предметов"

Комментарий: Это только на первый взгляд кажется, что в музее царит безмолвие. На самом деле, все вещи имеют свой язык, нужно только научиться его читать. И тогда каждый предмет поведает посетителю свою необыкновенную историю. Главное – захотеть её узнать.

 

Номинация №2 "Музейная история"

Участник: Селезова Аделина, 8 "А"

Название: проект "Лицейские годы Пушкина" - скачать.doc

Комментарий: Тема "Лицейские годы Пушкина" продолжает цикл музейных проектов, посвященных тематике "Классическое образование через века". Проект приурочен к двухсотлетнему юбилею окончания Александром Пушкиным Императорского Царскосельского лицея. Он повествует об истории создания этого учебного заведения, о его учителях и первых воспитанниках, о необыкновенном лицейском братстве. Зрители переносятся в атмосферу начала 19 века и «проживают» вместе с персонажами-участниками музейного урока интересные события того времени.

Автор проекта - Селезова Аделина.jpeg Архитектор Василий Стасов.jpeg Атаманова Дарья помощница ведущей.jpeg В.Ф. Малиновский с персоналом Лицея.jpeg Директор Лицея Василий Федорович Малиновский.jpeg Лион Паникашвили -лицеист А. Горчаков.jpeg Начальник лицейской кухни.jpeg

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Яндекс.Метрика