Гуманитарный модуль

Гуманитарный модуль образования реализуется через предметы области «Филология», «Обществознание» и «Искусство» с использованием возможностей дополнительного развития (экскурсионная система, литературный клуб, газета «Гимназист», музыкальный абонемент, литературные концерты, музейная работа, участие в телекоммуникационных проектах и др.).

Заявляя о лингвистической направленности, мы в первую очередь ставим задачу овладения выпускниками русским языком и русской словесностью, развития литературных способностей учащихся, как представителей интеллигенции - носителей грамотной красивой русской речи.

Сохранение чистоты русского языка мы рассматриваем как условие сохранения национальной культуры и  национальной безопасности.

При усилении внимания к изучению литературоведческих знаний мы не забываем о том, что литературное образование в условиях общего образования призвано решать задачи духовного развития и нравственного становления личности.

Изучение русского языка осуществляется: в 5-9 кл. по программе С.И.Львовой, реализующей деятельностно-системный подход в обучении русскому языку. Это предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирование системы лингвистических компетенций и речемыслительных способностей.

Программа Н.Г.Гольцовой и М.А.Мищериной в 10-11 классах отвечает возможностям подготовки выпускников к ЕГЭ.

При изучении литературы учителя гуманитарного направления исходят из общих целей литературного образования, главными из которых являются:

  • приобщение учащихся к богатствам русской и мировой литературы;
  • развитие их способности воспринимать и оценивать произведения литературы;
  • формирование художественного вкуса, эстетических потребностей, гражданской идейно-нравственной позиции.

Изучение литературы в 5-7 классе ведется по программе Э.Э. Кац, прошедшую апробацию в рамках эксперимента, в 8-11 классе - изучение литературы продолжается в рамках программы под редакцией Г.И.Беленького с использованием учебников-практикумов.

В методике преподавания в качестве приоритетного выдвигается личностно-ориентированный подход, применяются технологии индивидуальной и групповой деятельности.  Проведение уроков литературы осуществляется в форме диалога между читателем и писателем, писателей друг с другом, что предполагает актуализацию внутрипредметных и межпредметных связей литературы с другими видами искусств. Развитие литературных способностей учащихся осуществляется через организацию дополнительного образования и использование культурно - образовательного пространства Москвы.

В рамках  предпрофильного изучения гуманитарных предметов учащимся 8 классов, предлагается элективный курс «Основы риторики», обучающий культуре речи, речевому общению, речевому этикету, развивающий устную диалогическую и монологическую речь.  Спецкурс «Основные теоретико-литературные понятия как средство анализа художественного произведения», знакомит с основами  литературоведческой науки.

В школе принята концентрическая структура исторического и обществоведческого образования. Принцип национально-региональной укорененности реализуется через курс Отечественной истории и Москвоведение (6-11 класс).

Место истории в системе школьных учебных предметов обусловлено ее познавательными и мировоззренческими свойствами. Совокупность социально-общественных дисциплин направлена на формирование экономической, правовой, политической и этической культуры и социально-гражданской компетентности. История составляет канву, "вертикаль" гуманитарного знания. Знания о человеке, природе, обществе нанизываются на единую линию времени, движения, развития. Она знакомит учащихся с историческим опытом своего народа и человечества, способствуя формированию российской идентичности и мировоззрения.

В первом концентре (5-9 классы) предусмотрено систематическое изучение истории России и мира с древнейших времен до наших дней в хронологической последовательности:

  • 5 класс - История Древнего мира (до V века).
  • 6 класс - Отечественная история с древнейших времен до XV в. История Средних веков (до конца XVI в.).
  • 7 класс - Отечественная история (конец XVI-XVIII вв.). Новая история (конец XV- конец XVIII вв.).
  • 8 класс - Всеобщая история (конец XVIII - начало XX вв.). История России XIX - начало XX вв.).
  • 9 класс - Отечественная история начало  ХХ в. - до настоящего времени. Москвоведение. История зарубежных стран начало ХХ в. - до настоящего времени.

Программой старшей школы (10-11 классы) предусмотрено изучение всемирной и отечественной истории с древнейших времен до наших дней на более высоком проблемно-теоретическом уровне.

Дополняющими и расширяющими историческое образование и обеспечивающими преемственность предпрофильной и профильной подготовки  являются организуемые курсы по выбору: «Вспомогательные исторические дисциплины» (8-ой класс), «Исторические источники по истории России» (9-й класс), «История российской государственности» (10-11-й класс).

На старшей ступени выбор гуманитарного или социально-экономического профиля означает расширение и углубление содержания общественно-исторических дисциплин и достигается как изучением отдельных курсов, так и модулей «Экономика», «Право», «Философия», «Социология», «Политика».

Образовательный модуль по обществознанию составлен на основе программы для основного общего образования и базового уровня среднего (полного) общего образования, авторы:  Л.Н. Боголюбов,  Н.И. Городецкая,  Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев, а также программы профильного уровня, авторы:  Л.Н. Боголюбов,  А.Ю. Лазебникова,  Л.Ф. Иванова.

Изучение обществознания направлено на развитие личности в период социального взросления, совершенствование её познавательных интересов, критического мышления при восприятии социальной информации и определении собственной позиции, способности к самоопределению и самореализации. Таким образом, осуществляется воспитание гражданской ответственности, уважения к социальным нормам и овладение опытом практической деятельности в характерных для подросткового возраста социальных ролях.

 

О проектной деятельности

Одна из приоритетных целей современного образования - разностороннее развитие детей, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализации личности.

Эффективной формой обучения в современных условиях становится проектная деятельность учащихся, которая, по мнению психологов и педагогов, позволяет удовлетворить важные потребности подростков, учесть их психологические особенности и способствует формированию их интеллектуального, творческого, волевого потенциала.

В нашей школе организация этого вида деятельности начинается в 5 классе и имеет системный характер. Учащиеся под руководством учителей русского языка и литературы готовят информационные проекты на базе музея "Славянская изба".

  • Программа взаимодействия учителей русского языка и литературы с этнографическим музеем "Славянская изба": скачать.pdf
  • Список тем для мини-проектов (5 класс): скачать.doc
  • Презентация "Метод проектов" (Гороховская Л.Н. и Клюева Г.Ю.): скачать.ppt

В 6 классе проектная деятельность организована в рамках предмета «Основы общего языкознания» (программа Дроздовой О.Е.).

  • Дроздова О.Е. "Метапредметное обучение русскому языку в контексте реализации ФГОС ООО": скачать.ppt
  • Учебно-методические комплекты по русскому языку 5-9 классы: скачать.ppt
  • Список тем для мини-проектов по языкознанию (6 класс): скачать.doc

В 8 классе  проектная деятельность осуществляется в рамках программ элективных курсов.

  • Рабочая программа спецкурса "Теория и практика сочинений разных жанров: скачать.pdf

В 9 классе – на занятиях спецкурсов.

  • Рабочая программа спецкурса "Филологический анализ текста": скачать.pdf

Таким образом, к 10 - 11 классам наши учащиеся способны к самостоятельной исследовательской деятельности по всем предметам гуманитарного профиля.

Результатом совместной работы учащихся и учителей гуманитарных предметов становится ежегодная конференция, которая проводится в конце учебного года в рамках предметной недели «Смотр знаний».

Списки литературы для чтения и изучения

  • Список современной детской  литературы 5-8 классы: скачать.pdf
  • Список современной детской  литературы для старшеклассников: скачать.pdf
  • Список литературы для чтения и изучения 5-11 классы: скачать.doc

Школьный театр

С 1994 года школьным театром руководит учитель русского языка и литературы Марина Александровна Маршакова: подробнее...

Творчество наших учеников

  • Цветков Павел "Зачем нужно изучать литературу?": скачать.pdf
  • Вахтурова Арина "Путешествие за впечатлениями и вдохновением…": скачать.pdf
  • Ярошецкая Анна "Перемены - это постоянная величина": скачать.pdf
"Зачем нужно изучать литературу?" (Цветков П., Маршакова М.А.).pdf "Путешествие за впечатлениями и вдохновением…" (Вахтурова А.).pdf "Перемены - это постоянная величина" (Ярошецкая А.).pdf

© Ссылка на источник: http://gym1522.mskobr.ru/obrazovanie/gumanitarnaya_kafedra/

Конференции по литературе для учащихся 5-х и 6-х классов

Руководители проектов и организаторы конференции: учителя русского языка и литературы, к.п.н. Клюева Г.Ю. и Крякова Е.А.

  • "Из истории русского быта" Программа конференции от 26 мая 2014: скачать.pdf
  • Презентация "Язык и культура. Конференция учащихся 6-х классов": скачать.ppt
  • Презентация "Из истории русского быта. Конференция учащихся 5-х классов": скачать.ppt

Проектные работы учащихся:

  • Барашкина Дарья "Русские народные музыкальные инструменты": скачать.ppt
  • Вернигор Елизавета "Расти коса до пояса, не вырони ни волоса": скачать.ppt
  • Евдокимова Дарья "Домовой - хранитель домашнего очага": скачать.ppt
  • Какушкина Даша "Женская одежда": скачать.ppt
  • Кандинов Дмитрий "Виды лингвистических словарей": скачать.ppt
  • Киркова Юлия "Масленица": скачать.ppt
  • Митрохина Наталья "Русские народные игры": скачать.ppt
  • Овчинникова Дарья "Масленица": скачать.ppt
  • Ревякина Екатерина "Украинский народный женский костюм": скачать.ppt
  • Шутая Оксана "Украшения-обереги": скачать.ppt

Игра "Знаем русский"

Участие гимназистов в телепередаче "Знаем русский":

Фестиваль образовательных возможностей

Фото: Выступление учащихся 9-11 классов на Фестивале образовательных возможностей межрайонного объединения школ Хорошево-Мневники и Щукино, площадка "Профильное образование", 17 октября 2015 г.

Учителя гуманитарных дисциплин представили мастер-классы:

  1. Клюева Галина Юрьевна – «Прикладная лингвистика (Заговори, чтоб я тебя увидел)».
  2. Гороховская Людмила Николаевна – «Изучать или любить? (О любви к чтению и уроках литературы)»
  3. Труфанова Елена Васильевна – «Умеем ли мы дискутировать?»
  4. Презентация литературного альманаха «Вдохновение» - учитель русского языка и литературы Татаринцева Лидия Викторовна и авторы творческих работ - юные поэты и писатели.

Презентация «Профильное обучение»: скачать.ppt

О чтении современной литературы в школе

Почему мы считаем, что в нашей гимназии успешно решается проблема преподавания (чтения!) современной литературы?

Во - первых, потому что наши ученики читают книги современных авторов, в частности тех из них, кто пишет о детях и для детей.

Во-вторых, у нас есть возможность встречаться с этими авторами и обсуждать с ними их произведения.

В ноябре 2015 года продолжилась серия встреч школьников с двумя современными писательницами.

Для 5-х классов была организована встреча с лауреатом престижной литературной премии им. В.П.Крапивина Юлией Кузнецовой, книга которой «Дом П» вызвала большой интерес юных читателей.

Во все времена актуальны произведения, повествующие о взаимоотношениях в семье. Из повести ребята узнали о том, как и зачем предлагать людям помощь, а главное – как важно для нас самих помогать друг другу.

Шестиклассники встретились с Анастасией Малейко, автором книги для подростков – «Моя мама любит художника».

«Моя мама любит художника» - история о взаимоотношениях в семье, рассказанная подростком. Лине пятнадцать лет. Её лучшая подруга не одна из одноклассниц, а соседка, пианистка Кира Сергеевна. А ещё Лина дружит говорящим деревом, которое растёт у неё во дворе…

Но самое удивительное то, что больше всего на свете она любит собирать необычные вещи - платья, шляпы, разные безделушки - и даже устроила целый музей у себя в кладовке. Вот об этой девочке и рассказывается в книге, о которой писательница сказала: «Эта книга о любви, жизни и о маленьких чудесах», наверное, поэтому она и привлекла внимание школьников: не так часто в нашей жизни происходят чудеса.

16 марта 2016 года на базе ГБОУ "Школа №1522 имени В.И. Чуркина" прошли встречи учащихся с писателями Евгением Радушевским и Ниной Дашевской.

Фото: встреча школьников с писателем Евгением Радушевским

 

Фото: встреча школьников с писателем Ниной Дашевской

 25 марта 2016 года в гимназии состоялась встречашкольников с писателем Ольгой Дробот.

Фото: встреча школьников с писателем Ольгой Дробот

Отзыв о встрече

Встреча с известным переводчиком Ольгой Дробот заставила меня задуматься о том, что читать полезнее: произведение иностранного автора в оригинале или перевод? Может ли перевод передать всю полноту идей автора книги? Эти вопросы вызвали споры и среди моих одноклассников.

Если некоторые люди не знают иностранного языка и не имеют возможности погрузиться в его «глубины», что же им делать? Не читать книг иностранных авторов? Конечно, нет. Переводы книг зарубежных классиков или современных авторов – уникальная возможность познакомиться с культурой, менталитетом разных стран и народов.

Но также интересно пообщаться непосредственно с людьми, которые, с моей точки зрения, выполняют тяжелейшую работу переводчика. Именно на их «плечи» переносится часть ответственности за впечатления о произведении.

Погрузиться в переводческую деятельность ученики нашей гимназии смогли с помощью переводчика норвежских авторов – Ольги Дробот. Она окончила филологический факультет МГУ и заслужила огромное количество наград за свою творческую работу.

Встреча была необыкновенно интересной! Во-первых, можно было вживую пообщаться с человеком, который знакомит русского читателя с новым для него автором. А во-вторых, не часто можно встретить специалиста норвежского языка и скандинавской культуры.

В музее гимназического образования, где проходила наша встреча, собрались ребята из разных классов, с 5 по 11-й. Всем было интересно познакомиться с Ольгой Дмитриевной, потому что большинство гимназистов прочитали переведённые ей книги норвежских писателей.

Сначала наша гостья рассказала о самом языке и Норвегии. Оказывается, в каждой части страны есть свой диалект, поэтому специалист должен владеть всеми. При этом каждый переводчик погружается в книгу не только как читатель, но и как соавтор. Действительно, переводчик во многом выполняет функцию писателя, который с помощью своих особых способов и приёмов транслирует переживания, психологию героев. Помимо этого, часто он сталкивается с лингвистической проблемой: как перевести слово с иностранного на родной язык, в котором оно имеет другой оттенок или смысл.

Одним из самых ярких вопросов оказался вопрос, заданный учеником 10 класса Артёмом Косаревым, который несколько лет жил в Норвегии.

Вопрос был задан на норвежском языке, который показался мне безумно красивым, но сложным в произношении.

Мне кажется, что разговор с гостьей помог многим ребятам убедиться в том, что изучение разных языков не только важное, но и полезное занятие. Ведь « не зная иностранных языков, ты никогда не поймёшь молчания иностранца», или в нашем случае - писателя.

Купчинская Алёна, 10 класс

Фото: школьная библиотека

 

О конкурсе презентаций книг современных авторов

К конкурсу презентаций книг современных авторов гимназисты начали подготовку в начале учебного года. В каждом классе были выбраны и прочитаны несколько книг, среди которых на конкурс прошла одна.

Первый этап конкурса – выступление ребят из классов одной параллели – выявил класс-победитель.

Второй этап проходил среди победителей.

Конкурс позволил гимназистам познакомиться с книгами современных отечественных и зарубежных писателей, которые можно взять в нашей школьной библиотеке:

  • Б.Алмазов «Я иду искать» и «Самый красивый конь»
  • А.Жваневский и Е.Пастернак «Время всегда хорошее»
  • М.Ибрагимбеков «За всё хорошее - смерть» и «Пусть он останется с нами»
  • Н.Дашевская сборник рассказов «Около музыки»
  • Мария Парр «Тоня Глиммердал»
  • Гэри Шмидт «Битва по средам»
  • Д.Пеннак «Собака Пёс»
  • Луис Сошар «Ямы» и «Я не верю в монстров»
  • Шерон Дрейнер «Привет, давай поговорим»
  • Р.Дж.Паласио «Чудо»
  • Г.Кёпер «Книга всех вещей»

Победителями школьного конкурса стали:

1 место – 5 «В» класс, книга Б. Алмазова «Я иду искать»,

2 место – 6 «В» класс, книга Г. Шмидта «Битва по средам»,

3 место – 8 «В» класс, повести М. Ибрагимбекова «За всё хорошее - смерть» и «Пусть он останется с нами».

Жюри отметило также наиболее удачные индивидуальные выступления учащихся гимназии Тарасова Леонида (5 «В») и Митрохиной Натальи (7 «В»).

ПОЗДРАВЛЯЕМ ПОБЕДИТЕЛЕЙ!!!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Яндекс.Метрика