Концепция гимназии

«Кто двигается вперед в знании, но отстает в нравственности, тот более идет назад, чем вперед»

(Аристотель)

Миссия гимназии - формирование личности с гражданской позицией, профессионально и социально самоопределившейся в российском и мировом сообществах.
      Мы видим выпускника, получившего гимназическое и высшее профессиональное образование, представителем российской интеллигенции, который ответственен за перспективы развития своего Отечества и участвует в решении глобальных проблем человечества.
      Педагогический коллектив гимназии придерживается традиций классического образования, российской гимназии и советской школы, ориентируясь на достижения отечественной и зарубежной педагогической науки. Мы стремимся к созданию атмосферы сотрудничества учителей, учеников, родителей в школе, в которой интересно учить и интересно учиться, где в основе обучения лежит личность обучаемого и личность обучающего.

В понимании образования мы исходим из совокупности трех его составляющих:
  • обучение, которое приобретает новый смысл, превращаясь в процесс учения/научения, т.е. усвоения фундаментальных знаний, умений, навыков и опыта деятельности с целью достижения профессионально и социально значимых компетенций и интеллектуального развития гимназиста;
  • воспитание, направленное на формирование нравственных идеалов, ценностных ориентаций на принципах национально-региональной укорененности, российской гражданственности, менталитета москвича и планетарности мышления, осознания себя гражданином мира;
  • саморазвитие как самопознание и самореализация, помогающие осознать свою человеческую сущность, смысл жизни, индивидуальную сопричастность к обществу и миру.

      В условиях дискуссий о будущей школе, мы убеждены, что гимназии должны сохраниться как самостоятельный вид среднего образовательного учреждения при соблюдении основных принципов образования:

  • универсальность, с одной стороны, как универсальность полученной образовательной базы, позволяющей осуществлять выбор и эффективно действовать в любой сфере жизни. С другой стороны, это обучение с опорой на универсалии (общие понятия, объединяющие различные области бытия и явления действительности такие как истина, добро, красота, мир, человек, честь, справедливость).
  • фундаментальность как отбор в содержании образования знаниевых единиц, необходимых для получения нашими выпускниками академического образования, освоения прорывных технологий и успешного решения проблем, выдвинутых временем.
  • академичность подразумевает подготовку гимназистов к высшей школе в контексте антологии научных знаний, философии и методологии познания окружающего мира.
  • целостность как преодоление суженности, раздробленности в содержании учебных дисциплин, в методах преподавания, а также формирование у наших гимназистов единства слова и дела, знания, убеждения и действия.

    Гимназическое образование нельзя назвать легким, но полученная в результате база среднего полного образования становится прочной стартовой площадкой для дальнейшей самореализации личности.
В своей деятельности мы придерживаемся позиции классика русской педагогики П. Ф. Каптерева: «… образованный человек:

  • владеет не только знаниями, но и умениями ими распоряжаться, который не только знающ, но и сообразителен, у которого … единство в мыслях: который умеет не только думать, действовать, но и работать физически, наслаждаться красотой в природе и искусстве;
  • чувствует … связь своей личности с человечеством, со своим родным народом, который по мере сил двигает человеческую культуру вперед;
  • раскрывает в себе все свои способности и свойства и не страдает от внутренней дисгармонии своих стремлений;
  • физически развит, с живым интересом к физическим упражнениям».

   Главным результатом модернизации школы на современном этапе должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития, подготовке детей к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. И предстоит это сделать учителю.
   Идеи модернизации задавались с учетом вызова времени и формулировались совместно со школами, включенными в проект «Школа будущего» под руководством НИИ ИСРОО, возглавляемого Ю. В. Громыко.
Работа в рамках национального проекта в области образования и программы «Школа будущего», реализуемой в Москве, дает возможность перехода школы на новый технологический уклад. Это переход от школы, дающей знания, умения и навыки, к школе, развивающей способности и формирующей компетенции учащихся.
Необходима сложная и многогранная работа учителя над педагогическим профессионализмом, что предполагает умение выстраивать содержательные коммуникации внутри и вне школы, в том числе с родителями, включение педагога в процесс обновления содержания образования и в социальное проектирование, диагностику развития способностей и индивидуализацию обучения школьников.
   Статус образовательного учреждения повышенного уровня, безусловно, обязывает нас быть в авангарде реализации стратегических целей образовательной политики государства. Учитывая это, основным направлением деятельности коллектива гимназии становится инновационный.
    В образовательном процессе нами выделены основные направления, определяющие гимназию как «школу будущего», как «новую школу», как социальный институт, в котором заложены перспективы общественного развития и моделирование развития общественных отношений в ближайшем будущем путем подготовки своих выпускников к их реализации.
       Таким образом, концептуальную модель успешной интеграции наших выпускников в социум мы усложняем, ставя перед педагогическим коллективом задачу их активного включения в общественную жизнь и готовности взять на себя решение проблем, стоящих в микро и макросоциумах. Речь идёт о повышении качества жизни выпускников, успешной самореализации, профессиональной и социально значимой деятельности в сфере управления, государственного администрирования, политики, дипломатии, бизнеса. В соответствии с этим встает другая задача - развитие лидерских качеств учащихся, включение их в общественно-полезную деятельность в школьные годы, постижение социальной практики и формирование потребности участвовать в общественном прогрессе.
Очевидно, что и впредь наряду с интеллектуальным развитием гимназистов, требуется воспитывать у них нравственные качества: гражданственность, патриотизм, честолюбие, достоинство, милосердие, трудолюбие, ответственность и упорство.
        В системе оценки качества образования, мы предполагаем руководствоваться именно этими критериями. Вместе с тем формирование личности в соответствии с «Я-концепцией» предстоит осуществлять в единстве с актуальной на сегодняшний день концепцией «Я и другой». Принцип индивидуализации сочетается с принципом коллективизма, корпоративности, умения работать командой.
      Важнейшая цель Школы будущего - обеспечение индивидуальной образовательной траектории для каждого ребенка на основе положений мыследеятельностной педагогики.
      Мыследеятельностная педагогика является одним из ведущих отечественных подходов к построению нового содержания образования. В рамках нее разработана уникальная технология, позволяющая реально повышать качество образовательного процесса через работу со способностями учащегося. Интеграция трех пластов человеческой культуры (мышление, коммуникация и действие) и связывающих их процессов понимания и рефлексии выстраивает схему мыследеятельности. Важнейшей миссией педагога становится включение ребенка в этот процесс.
Ключевые направления на пути к новой школе определены проектом «Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», подготовленным Министерством образования и науки РФ:

  • обновление стандартов, включающие компетентности, связанные с идеями опережающего развития со всем тем, что понадобится школьникам в дальнейшем образовании и будущей взрослой жизни, разработка системы оценки качества;
  • поддержка талантливых, одаренных детей и создание творческой среды, обеспечивающей самореализацию учащихся, формирование портфолио учащихся;
  • развитие учительского потенциала и повышение профессиональной педагогической компетентности;
  • развитие школьной инфраструктуры и взаимодействие школы с организациями всей социальной сферы;
  • формирование у школьников доминанты здорового образа жизни.

       Все эти направления отражаются в деятельности образовательных учреждений, в том числе и нашей гимназии, что свидетельствует об объективности процессов дальнейшего развития гимназии и образования в целом.

Время идет и ставит новые задачи, решая их и опираясь на традиции, мы сможем двигаться вперед.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Яндекс.Метрика